Рассмотрение резонансного дела, инициированного «Яндекс.Такси», об оспаривании привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП с назначением административного штрафа в размере 500 000 руб., поначалу безоговорочно развивалось в пользу «Яндекса».
Роспотребнадзор, привлекая владельца агрегатора такси к административной ответственности, утверждал, что «Яндекс.Такси», не предоставляя информацию о наличии у перевозчика разрешения на перевозку, вводил потребителя в заблуждение относительно свойств и качества оказываемой услуги.
Однако суды каждой из инстанций обратили внимание на недоказанность факта совершения правонарушения и на отсутствие обязанности у владельца агрегатора проверять разрешение на перевозку. Суды пришли к выводу о том, что «Яндекс.Такси» является платформой, построенной по принципу взаимодействия между организацией-перевозчиком и клиентом-пассажиром, следовательно, в данной ситуации владелец агрегатора является лишь посредником между ними и на него не распространяются требования, предъявляемые федеральными законами к перевозчикам.
Тем не менее Верховный Суд РФ взглянул на дело иначе, направив его на новое рассмотрение. Он указал, что суды ошибочно поставили во главу угла вопрос о необходимости осуществления контроля агрегатором за наличием разрешения у перевозчика. Основная проблема заключается в том, что, не отражая информацию о наличии или отсутствии у перевозчика разрешения на платформе, агрегатор создает неверное впечатление о качестве услуги для потребителя, а именно он ответственен за надлежащее информирование о содержании услуги.
Примечательно, что в 2021 году и ранее в Москве уже предпринимались попытки в судебном порядке обязать владельца агрегатора («ГетТакси», «Ситимобил») не передавать заказы тем перевозчикам, которые не имеют действующих разрешений, но суды пришли к выводу об избыточности подобных мер. Кроме того, суды указывали на отсутствие не только обязанности владельца агрегатора проверять наличие действующего разрешения у перевозчиков, но и законодательного порядка такой проверки и ее периодичности в принципе.
Однако в этом году подход судов к вопросам регулирования деятельности владельцев агрегаторов значительно изменился, о чем свидетельствуют выводы Верховного Суда РФ, сделанные в разбирательстве, где одной из сторон выступила компания «Ситимобил». Суд однозначно отнес деятельность агрегатора к услугам по организации перевозок легковым такси и признал такую деятельность создающей опасность для неопределенного круга потребителей. Данные выводы могут иметь далеко идущие последствия, вплоть до возложения на агрегаторы солидарной ответственности с перевозчиком (что, собственно, и сделал законодатель, внеся изменения в Закон об организации перевозок с сентября 2023 года), а также обязанности выполнять иные требования, связанные с работой с источниками повышенной опасности, например приобретать профессиональную страховку для ведения этой посреднической деятельности. Но пока до этого дело не дошло.
Насколько обоснован такой ужесточившийся подход ВС РФ к агрегаторам? Владелец агрегатора — это владелец программы, сайта или страницы сайта в Интернете, который предоставляет потребителю возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца, заключить договор и осуществить оплату. До появления рассматриваемого решения Суда владелец агрегатора, не являясь ни уполномоченным органом, ни перевозчиком, не обязан был проверять наличие разрешения на перевозку пассажиров или в обязательном порядке сообщать потребителю, есть у перевозчика такое разрешение или нет.
Безусловно, определение правового статуса владельца агрегатора необходимо, поскольку по умолчанию потребитель предполагает, что ему оказываются качественные услуги. Другой вопрос — почему ответственность за отсутствие разрешения на перевозку (которое выдается именно перевозчику) возлагается на владельца агрегатора, в то время как его деятельность носит исключительно посреднический и информационный характер. Более логичным кажется проведение проверок региональными органами власти, отвечающими за выдачу перевозчикам разрешений.
Возможно, на агрегаторы стоило бы возложить обязанность предоставлять в такие контролирующие органы информацию о перевозчиках, предлагающих свои услуги через соответствующую платформу, а там уже пускай государственный орган выполняет свою контрольную функцию.
Еще один возможный вариант — закрепить четкие требования об объеме информации, которую должен предоставить агрегатор потребителю на платформе. Но пока такого требования не установлено, справедливо ли возлагать на агрегатор ответственность за отсутствие разрешения у перевозчика или за неиформирование об этом пользователя платформы? Это как штрафовать агрегатора продажи авиабилетов за отсутствие регистрации судна в государственном реестре перевозчиков.
Стоит отметить, что в сентябре вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», положениями которого будет устранен имеющийся пробел. Предполагается, что закон урегулирует порядок ведения деятельности службами заказа легкового такси, будут сформированы различные реестры. Кроме того, в числе установленных для службы заказа такси оказались и обязанности на ежедневной основе проверять сведения о наличии у перевозчика разрешений и не передавать заказы перевозчику или водителю, не имеющему соответствующего разрешения. Помимо прочего, в салоне автомобиля перевозчики обязаны будут размещать номер записи в реестре перевозчиков, информацию о водителе и компании-перевозчике, срок действия и номер разрешения на перевозку и т.д. Но совершенно непонятно, как закон будет работать в предлагаемой редакции. Профессиональное сообщество перевозчиков считает, что рынок такси абсолютно не готов к вводимым требованиям.
«В любом случае теперь для агрегатора обязанности по проверке разрешения у перевозчика закреплены в законе. А раз есть обязанность, то есть и ответственность, причем вполне материальная, в отличие от ответственности государственных органов, которые и должны выполнять ту самую контрольную функцию в отношении наличия разрешений у перевозчиков, использующих агрегаторы или оказывающих услуги без их помощи. Теперь можно не контролировать перевозчиков, а контролировать агрегаторов — и работы меньше, и жизнь проще. Кто следующий заменит функционал государственных органов, например Роспотребнадзора?», — заключил Артём Николаевич.
Источник: Журнал «Закон».