05.08.2023 Около трети российских абонентов платного телевидения пользуются услугами спутниковой связи. С начала лета 2023 года многие пользователи начали жаловаться на постоянные помехи. Операторы подтвердили, что проблемы с передачей сигнала возникли еще в январе, однако мощность и продолжительность помех значительно усилилась за последние месяцы ввиду СВО, действий иностранных государств, связанных с блокировкой телесигнала.
Юрист ЮК «Эклекс» Анна Иванова специально для газеты «Вечерний Санкт-Петербург» разъяснила, как пользователи могут защитить свои права и какие итоги потребительских споров с операторами их ожидают. Эксперт также прокомментировала ситуацию для издания «Петербургский дневник».
По словам Анны, услуги в сфере трансляции телевизионного сигнала, оказываемые абонентам, попадают под регулирование Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О связи». В соответствии со ст. 62 указанного Закона защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные положения дают основания обращаться к нормам Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей», а именно, к третьей главе, определяющей порядок защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», абоненты вправе по своему выбору требовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Также потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг. Аналогичные права абонента в случае ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств в соответствии с договором отражены в п. 59 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания».
В случае продолжительных перебоев потребитель имеет право обратиться с письменной претензией к оператору. Исполнитель обязан отреагировать на претензию в течение десяти дней с даты ее предъявления. Дальнейшие действия исполнителя зависят от того, какие требования были определены в претензии. Так, в случае, если потребитель заявляет требование о безвозмездном устранении недостатков, данное требование должно быть исполнено в срок, установленный потребителем в претензии (абз. 1, 3 ст. 30 Закона № 2300-1). Требования об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению ее недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора исполнитель должен выполнить в течение десяти дней со дня предъявления соответствующей претензии (п. 1 ст. 31 Закона № 2300-1).
Не стоит забывать о таком важном в сфере защиты прав потребителей федеральном органе как Роспотребнадзор, который осуществляет Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, а также о Роскомнадзоре осуществляющем функции по контролю и надзору, в том числе в сфере информационных технологий и связи, мониторинг внедрения цифрового наземного телерадиовещания на территории Российской Федерации. В данные органы исполнительной власти стоит обратиться в случае отсутствия ответа на претензию или ее неудовлетворения. Это поможет установить факт нарушения прав и поспособствует привлечению исполнителя к ответственности за нарушение прав потребителей. Кроме того, в случае выявления Роспотребнадзором грубых и неоднократных нарушений прав потребителей, орган может обратиться в суд с соответствующем заявлением в защиту интересов группы лиц (ст. 23.49 КоАП РФ; п. 7 ст. 40 Закона № 2300-1; ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ; п. 41 Положения № 1005).
У абонентов также остается возможность защиты своих прав путем обращения в суд с исковым заявлением, в рамках которого, помимо основного требования по ненадлежащему качеству услуг, они вправе заявить о взыскании неустойки за неудовлетворение требований в добровольном порядке и компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17, ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона № 2300-1).
В упомянутом выше Федеральном законе № 126-ФЗ «О связи», содержатся положения о приоритетном использовании сетей связи и средств связи при ведении военных действий или вследствие этих действий. Однако они направлены на приоритетную передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (ст. 66 Закона № 126-ФЗ) и не содержат в себе положений, допускающих возможность ухудшения качества связи и перебоев в предоставлении услуг со стороны исполнителя.
Эксперт отметила, что в настоящий момент затруднительно прогнозировать перспективы потребительских споров по данным основаниям в суде в связи с отсутствием судебной практики по спорам с аналогичными обстоятельствами. Также, осложняет положение отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей юридический статус СВО и природу ее последствий соответственно. Возможно, в ближайшее время участники рынка получат более детальные нормы и рекомендации относительно появившейся в сфере предоставления телевизионных услуг проблемы, так как русскоязычное спутниковое телевидение впервые столкнулось с имеющимися внешними обстоятельствами, выходящими за пределы компетенции операторов.
Если услуга была оказана вам некачественно и ваши права были нарушены, заполните, пожалуйста, форму обратной связи ниже. Наши юристы свяжутся с вами и проконсультируют.
Источник: Вечерний Санкт-Петербург, Петербургский дневник