24.12.2024 В октябре ВС утвердил Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (далее — Обзор). Анна Иванова, младший юрист общей судебной практики юридической компании «Эклекс», разобрала, как действовать потребителям в случаях нарушения их прав, для «Адвокатской газеты».
Настаивайте на принятии товара для проверки качества в месте его покупки
Если место заключения договора купли-продажи и место нахождения продавца не совпадают, неисправный товар передается для проверки качества в месте исполнения договора, которым признается место его заключения (п. 3 Обзора).
По словам эксперта, покупатель вправе передать товар для проверки качества в месте его приобретения, а не по указанному продавцом адресу.
«Например, мужчина купил телефон в московском салоне. Значит, туда же он может его отнести для проверки качества, обнаружив недостатки. Если продавец скажет, что устройство надо отвезти в питерский салон, то покупателю следует настоять на своем со ссылками на статьи 10 и 316 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и Закон о защите прав потребителей», — разъяснила Анна.
Просите возместить убытки после возврата автомобиля с дефектами
Потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, связанных с возвратом товара, в котором в течение гарантийного срока выявлен производственный дефект.
Убытки определяются с учетом разницы между ценой товара по договору купли-продажи и ценой аналогичного товара, реализуемого на дату удовлетворения требования потребителя (п. 7 Обзора).
«Предположим, в 2023 году гражданин купил автомобиль за 5 000 000 рублей. В 2024 году он обнаружил заводской брак, когда цена поднялась до 6 000 000 рублей. В случае возврата авто импортеру гражданин вправе рассчитывать на получение уплаченной суммы – 5 000 000 рублей, а также разницы между нею и новой рыночной ценой – 1 000 000 рублей. Выплата разницы будет считаться возмещением убытков», — отметила Анна.
Эксперт добавила, что это правило действует не только при покупке машины у импортера, но и с рук у другого гражданина, если дефект производственный и гарантийный срок не истек.
Добивайтесь признания кредитного договора недействительным, если вы его не оформляли
Порядок заключения договора потребительского кредита с использованием информационно-телекоммуникационного сервиса должен обеспечивать безопасность дистанционного предоставления банковских услуг. Также должны соблюдаться гарантии прав потребителей, включая право на осознанный выбор финансовых услуг (п. 12 Обзора).
«Банк обязан учитывать интересы потребителя и обеспечить безопасность дистанционных услуг. При возникновении спора суду надлежит установить, оформил ли гражданин заявление о предоставлении кредита, указал ли реквизиты карты для перевода денежных средств, ознакомился ли с условиями кредитного договора», — пояснила юрист.
Не миритесь с изменением кредитного договора без вашего согласия
Ничтожными считаются условия кредитного договора о праве банка в одностороннем порядке увеличивать размеры комиссий и вводить новые комиссии (п. 14 Обзора).
«Кредитный договор нельзя менять без согласия потребителя. В противном случае ему стоит обратиться с претензией в банк. Если ее проигнорируют, можно подать иск в суд», — отметила эксперт.
Источник: «Адвокатская газета».