Представление интересов компании в деле по исключению ее из реестра недобросовестных поставщиков, выявление нарушений в действиях УФАС и государственного заказчика.
Многие компании, основная деятельность которых связана с госзаказами, знакомы с термином «реестр недобросовестных поставщиков» (РНП). В данный реестр включаются сведения о компаниях, их учредителях и генеральном директоре, с которыми был расторгнут государственный контракт либо которые уклонились от его заключения. Органом, рассматривающим вопрос о включении сведений об организации в реестр, является УФАС.Многие исполнители по государственному контракту опасаются попадания в данный реестр. Ведь оказаться в нем очень легко — зачастую УФАС ограничивается лишь формальным наличием отказа госзаказчика от контракта без проверки его законности, а последствия для бизнеса, ориентированного на госконтракты, в результате этого могут быть крайне негативными: невозможность в течение двух лет участвовать в госзакупках и заключать государственные контракты в рамках Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В нашей практике был случай, когда один из наших доверителей заключил государственный контракт и еще до начала выполнения работ обнаружил противоречия в технической документации, переданной заказчиком. Выполнение работ при имеющихся противоречиях было невозможным.
Поскольку доверитель является нашим постоянным клиентом, с данным вопросом он сразу обратился к нам. Своевременное обращение и оперативно и правильно предпринятые действия помогли получить в будущем положительный результат по делу.
Предпринятые действия с нашей стороны
Мы подготовили и направили заказчику уведомление о приостановлении работ до момента предоставления скорректированной технической документации и предупреждение о невозможности продолжения работ с сохранением качества по имеющимся документам. Когда заказчик проигнорировал наше требование, мы отказались от государственного контракта на основании ст. 716, ст. 719 ГК РФ.
Ответ со стороны госзаказчика и УФАС
Государственный заказчик уже после вступления в законную силу нашего отказа от контракта направил нам в свою очередь свой отказ, а также передал сведения в УФАС для рассмотрения вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
К сожалению, УФАС, как это часто бывает, не стало разбираться в вопросе и, опираясь только на сам факт наличия отказа заказчика от государственного контракта, включило сведения о нашем доверителе в РНП, хотя на момент отказа заказчика от контракта он уже был расторгнут подрядчиком.
Судебное разбирательство
Решение суда
В результате судебного разбирательства было вынесено решение об удовлетворении наших требований и исключении нашего доверителя из реестра. В решении суд сослался на то, что приостановление работ, запрос документации и только после этого отказ от работ со стороны нашего доверителя свидетельствуют о его добросовестном поведении. Также судом было отмечено, что отказ заказчика от контракта не являлся законным, поскольку он последовал после вступления в законную силу отказа подрядчика от контракта, который не был оспорен в судебном порядке, а значит контракт уже являлся недействующим. Отметим, что УФАС не наделено полномочиями самостоятельной оценки законности отказа подрядчика от контракта и не имело права делать вывод о его недействительности.
Таким образом, в действиях УФАС и государственного заказчика были выявлены многочисленные нарушения.
Спор с заказчиком при исполнении государственного контракта нередко может закончиться включением подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, поэтому рекомендуем при возникновении любых сложностей сразу обращаться к юристу, чтобы избежать возможных негативных последствий в будущем.
Если с вашей компанией расторгли контракт либо включили ее в реестр, помните — данное решение всегда можно оспорить в судебном порядке.
