Санкт-Петербург, Манежный пер., 16
м. Чернышевская
Карта проезда
Юридические услуги в Санкт-Петербурге 8 (812) 748-24-42 Санкт-Петербург, Манежный пер., 16

Госзакупки: влияние COVID-19 на 44-ФЗ

Госзакупки: влияние COVID-19 на 44-ФЗ 14.04.2020 В законодательстве практически каждый день появляются изменения и нововведения в связи с распространением коронавирусной инфекции. Не осталась без изменений и сфера госзакупок. Ряд поправок были внесены в 44 Федеральный Закон ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Татьяна Григорьева, руководитель отдела арбитражной практики «Эклекс» рассказала о них и как применять их на практике.

Возможность изменения условий контракта по соглашению сторон

Как известно, 44-ФЗ во многом допускает ограничение свободы договора. Например, существенные условия государственного контракта могут меняться по соглашению сторон в случаях, строго предусмотренных 44-ФЗ (ч. 1 ст. 95 ГК РФ). Сейчас законодатель расширил данный перечень – ввел норму, в силу которой по соглашению сторон разрешается изменить срок, цену контракта или цену единицы товара, работы или услуги, если обязательства невозможно исполнить из-за пандемии и государственных мер, принятых в связи с ней.

Однако для такого изменения потребуется иметь письменное обоснование и решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации, зависит от уровня контракта. Дополнительно может потребоваться новое обеспечение в связи с изменением обязательств по контракту.

Важно отметить, что УФАС, МинФин и МЧС уже издали совместное письмо, в котором выразили свою официальную позицию о том, что признают меры, принимаемые для борьбы с коронавирусной инфекцией, обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), а исполнители по госконтрактам вправе ссылаться на такие обстоятельства, как освобождающие от ответственности в виде неустойки. Конечно, как мы и писали ранее, такого рода комментарии госорганов не являются нормами права и не носят обязательного характера. Для оценки возможности применения норм о форс-мажоре необходимо оценивать каждую ситуацию индивидуально, однако наличие подобных указаний уже дает неплохое подспорье для переговорной позиции в отношении госзаказчиков, которые не желают идти на уступки.
Мы со своей стороны еще раз обращаем ваше внимание на важность предварительного уведомления заказчика о невозможности своевременно или полностью исполнить обязательства по контракту и вступлению в переговоры по заключения дополнительного соглашения в целях минимизации своих возможных убытков и рисков по включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Статья об исключении компании из реестра недобросовестных поставщиков.

Возможность не требовать обеспечение контрактов для субъектов малого и среднего бизнеса

Во-первых, заказчику предоставлено право не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (если контракт не предусматривает аванса) до 31.12.2020 года.

Отметим, что данная норма не вводит безусловную отмену обязанности по предоставлению обеспечения, а лишь предоставляет заказчику право не включать данное требование. Если же конкурсная документация его содержит, предоставить обеспечение все-таки придется.

Во-вторых, субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, добросовестно исполнявшие предыдущие контракты, могут быть освобождены теперь не только от предоставления обеспечения исполнения контракта, но и от обеспечения гарантийных обязательств. Для этого необходимо представить сведения, подтверждающие исполнение участником в течение трех лет трех контрактов без применения к такому участнику неустоек. Ранее данные правила касались только обеспечения исполнения контракта.

Расширены основания для неконкурентных закупок

Теперь закупка у единственного поставщика может осуществляться для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ее ликвидации. Закреплено право заказчика закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для осуществления перечисленных в новом пункте действий, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Это позволит государственным заказчикам в указанных случаях заказывать товары, работы услуги без проведения конкурентах процедур (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.д.). Исключены статьи о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями.

Порядок исчисления неустойки

Пункт о начислении неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту теперь содержит указание на то, что неустойка исчисляется от цены контракта или от соответствующего этапа контракта, невыполненного в срок. Ранее пункт не содержал указания на необходимость учитывать этапность работ при расчете неустойки, а госзаказчики зачастую устанавливали в контракте привязку неустойки к полной стоимости контракта. Важно, что условие носит императивный характер, то есть иное не может быть предусмотрено контрактом.

Для дополнительных разъяснений по изменениям и по иным вопросам, связанным с исполнением госконтрактов, вы можете связаться с нашими юристами по телефону +7 (812) 748-24-42 или заполнив заявку обратной связи ниже на сайте.

Напишите нам
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим. Укажите номер телефона и адрес электронной почты, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.

Доверьте решение проблем специалистам!
Заполните форму
Я согласен с предоставлением персональных данных

Поделиться ссылкой на страницу:

`