Офис компании работает в обычном режиме
Санкт-Петербург, Манежный пер., 16
м. Чернышевская
Карта проезда
8 (812) 748-24-42 Санкт-Петербург, Манежный пер., 16 пн-пт с 9.00 до 18.00

Как доказать, что товар является некачественным

Как доказать, что товар является некачественным 08.09.2020 Согласно действующему законодательству при обнаружении недостатков приобретенного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик вправе потребовать от исполнителя безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара, работы или услуги, возврата уплаченной за них суммы денежных средств, а также полного возмещения причиненных убытков.

Рассказываем, что нужно учитывать при возникновении спора по качеству, какая сторона несет издержки по проведению экспертизы, какому алгоритму действий желательно следовать, каковы сроки предъявления требований, а также в чем разница между экспертизой и проверкой качества.

Гарантийный срок

Бремя доказывания соответствия или несоответствия качеству возложено на продавца, если покупатель обратится к продавцу с требованием по качеству товара в пределах гарантийного срока.

Если на товар установлен гарантийный срок, то обязанность по доказыванию возникновения его недостатков после передачи товара потребителю вследствие нарушения последним правил их использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы возложена на продавца. 

В некоторых случаях, когда на товар не установлен гарантийный срок, при обнаружении недостатков в таком товаре и предъявлении претензии к продавцу, обязанность доказать, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, будет возложена на покупателя.

Бремя доказывания возлагается на потребителя также в случаях, если:

  • гарантийный срок на товар составляет менее двух лет и недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет;
  • выявлен существенный недостаток товара и потребитель предъявляет требование о безвозмездном их устранении изготовителю.
Срок предъявления претензии продавцу

Чтобы доказать наличие недостатков товара, важно установить момент и причину их возникновения. Для этого часто требуется проведение экспертизы. При этом для привлечения продавца к ответственности за некачественный товар имеет значение не только результат экспертизы, но и своевременное предъявление потребителем своих претензий по недостаткам товаров. Мы рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий в данной ситуации:

1. Направьте претензию продавцу сразу, как только вы обнаружили недостаток приобретенного товара.
2. Предъявите продавцу некачественный товар для проверки качества.
3. Если возникнет спор о причинах возникновения недостатков, потребуйте у продавца экспертизу.
4. При несогласии обратитесь в суд с исковым заявлением.

Проверка качества и экспертиза — в чем разница?

Проверку качества проводит непосредственно продавец. Она заключается в определении соответствия товара установленным требованиям качества и производится после того, как потребитель передал продавцу купленный у него некачественный товар. Мы рекомендуем не отказываться от данной проверки, так как если итог вас не устроит, вы можете потребовать назначения экспертизы, и продавец будет не вправе вам отказать. Продавец обязан за свой счет провести экспертизу товара при возникновении спора с покупателем о причинах возникновения его недостатков.

Если по результату проверки качества было принято решение о проведении экспертизы, то она должна быть проведена в установленные законом сроки: 10, 20 и 45 дней, в зависимости от того, потребовали вы возврат денег, обмен или ремонт товара. Процесс отличается лишь субъектами и некоторыми особенностями установления недостатков. 

Экспертиза проводится специалистами, имеющими образование и достаточный для этого уровень квалификации. Чтобы не было подставных лиц, требуйте документы об образовании и соответствующие сертификаты.

Доказательства в суде

Если продавец отказывается добровольно удовлетворить ваши требования, подайте в суд исковое заявление о защите прав потребителя, приложив к нему документы, обосновывающие вашу позицию, в том числе результаты экспертизы (если она проводилась). В спорах по качеству товара чаще всего назначается судебная экспертиза, которая является важным доказательством. 

Заключение эксперта является средством доказывания и оценивается судом наравне с иными доказательствами (заключение специалиста, письменные доказательства, свидетели, пояснения сторон и т. д.)

Если вы столкнулись с ситуацией приобретения некачественного товара, некачественного оказания услуг или выполнения работ, рекомендуем вам обратиться за профессиональной помощью. Юрист по защите прав потребителей поможет определить обстоятельства, подлежащие доказыванию, выбрать средства доказывания, сформировать вопросы на экспертизу и выбрать экспертное учреждение.

Что можно взыскать с продавца?

– денежные средства, затраченные на некачественный товар, услугу или работу;
– расходы на оплату юридических услуг при удовлетворении судом исковых требований; 
– штраф в размере 50 % от суммы заявленных требований в пользу потребителя.

Таким образом, чем раньше вы получите профессиональную помощь, тем больше шансов отстоять свои интересы и получить достойную компенсацию. Звоните по телефону +7 (812) 748-24-42 или заполните форму обратной связи ниже, мы с радостью вам поможем.

Поделиться ссылкой на страницу: