Зачем он нужен
С 2014 года произошло множество изменений в сфере корпоративного права, однако формы и требования к оформлению документов, предоставляемых в регистрационный орган при регистрационных действиях, не менялись. Цель нового приказа — устранить сложившиеся расхождения.
Что нового
- Сократилось общее количество форм заявлений — с 20 до 13.
- При первичной регистрации теперь можно указать, что организация действует на основании типового устава, наличие корпоративного договора между участниками, наименование на иностранных языках, которое будет отображаться в ЕГРЮЛ, появляется возможность указать нескольких руководителей и как они действуют — осуществляют полномочия совместно или раздельно.
- Ликвидируя фирму, ликвидатор подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.
- Элементы юридического адреса организаций и адреса прописки физических лиц необходимо указывать согласно сведениям в государственном адресном реестре.
- Допустима двусторонняя печать заявлений.
- Убрали отметку об отправке оригиналов по почте, видимо, теперь их можно будет получить только лично либо по доверенности. На электронную почту их также будут отправлять.
1. Сокращение форм — это хорошо, но пока не понятно, как их будет принимать налоговый орган. Не факт, что это будет экономить средства, например, сейчас при внесении изменений заполняются две разные формы — для регистрации изменений только в ЕГРЮЛ и в уставе и ЕГРЮЛ. В новой форме нужно поставить галочку напротив «внесение изменений в ЕГРЮЛ» или «внесение изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы», а так как ее нельзя поставить напротив двух пунктов одновременно — опять придется подавать две формы. А значит, никакой практической пользы для нас, как для потребителей, это не несет.
2. Расчет с сотрудниками при ликвидации юридического лица
Организация не может быть ликвидирована до тех пор, пока не будет произведет полный расчет с сотрудниками, — эти изменения в ТК РФ были внесены Федеральным законом РФ от 13.07.2020 г. № 210-ФЗ. Примечательно, что со вступлением закона в силу не были приняты новые формы заявления, поэтому налоговая не контролировала данный момент. На практике юридическое лицо могло быть ликвидировано при условии, если у него не имелось задолженности перед госорганами, отчетность была сдана и заявления от кредиторов отсутствовали. Теперь при подаче документов на ликвидацию заявитель должен подтвердить окончание расчетов с работниками.
3. Переходный период на новые формы
Переходные периоды всегда непросты. И для этого имеется ряд причин. Касательно будущих изменений, внедряемых ФНС РФ с 25 ноября 2020 года, первое, что вызывает сомнение, — скорость обновления правовых баз и платформ налогового органа, рассчитанных для подготовки и считывания новых документов. В связи с этим возможно произойдет увеличение срока регистрационных действий, проверки и выдачи готовых документов.
Оптимистично предполагать, что IT-ресурсов госорганов хватит, чтобы все работало бесперебойно, можно, но те, кто хоть раз в жизни пытался подать документы через гос. портал, понимают, о чем мы.
Во-вторых, возможны расхождения и неточности в новых формах и формулировках, что повлечет за собой отказы, новые расходы и увеличение сроков.
В-третьих, начало применения новых форм (25 ноября) неудачно совпадает с окончанием последнего квартала и года, когда у большинства компаний имеются дедлайны и увеличена загрузка по работе. Разбираться в нововведениях, когда на это нет времени и сил, — специфическое развлечение.
Кроме того, ситуация в стране вновь становится неопределенной из-за пандемии, вопрос о повторном закрытии на карантин снова актуален. Если это произойдет, учитывая весенний опыт, госорганы закроются первыми либо будут принимать заявления только в электронном виде. Это неизбежно отразиться на неравномерности нагрузки и может привести к увеличению ошибок/отказов/сроков. Помимо этого, возникнет и другая трудность — не все регистрационные действия можно совершить удаленно.
Поэтому, если у вас имеется потребность в регистрации/ликвидации юридического лица или ИП, требуется внесение изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, не откладывайте на потом решение данных вопросов, займитесь ими сейчас, пока процедуры знакомы, действия налоговой предсказуемы и пока еще имеется такая возможность. Помимо запланированных действий, рекомендуем также проверить по выписке, нет ли там записи о недостоверности сведений, так как это может повлечь негативные последствия в самый неподходящий период.
Если вам требуется помощь по регистрации/ликвидации организации или внесению каких-либо изменений в учредительные документы, проконсультируйтесь у наших юристов отдела регистрации юридических лиц, мы обязательно поможем вам. Для получения более подробной информации оставьте заявку, заполнив форму обратной связи ниже, или свяжитесь с нами по телефону: 8 (812) 748-24-42.