Об ошибках в исполнительном производстве

24.04.2017

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусматривается возможность судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства арестовать средства на счету должника (ст. 83) и обратить на них взыскание по задолженности, однако, подобная принудительная мера применима только если взыскатель имеет сведения о счетах должника (хотя бы наименование банка).

В противном же случае пристав может объявить розыск счетов должника по банкам, при этом значительным прорывом в системе списания долгов стал механизм электронного документооборота и электронной подписи, появившийся в 2011 году.

Так, Федеральной службой судебных приставов РФ (далее — ФССП РФ) в 2011 году было разработано типовое соглашение с банками, согласно которому пристав может направить запрос о наличии счетов в электронном виде, что, несомненно, приводит к существенной экономии времени не только в рамках данной процедуры, но и исполнительного производства в целом.

Первым из банков, подписавших типовой договор с ФССП РФ об электронном документообороте, стал Сбербанк. В дальнейшем ряд других крупных банков также стали сотрудничать с приставами: ВТБ24, Газпромбанк, Альфа-Банк, Райфайзен банк и другие. На сегодняшний день уже 109 кредитных организаций сотрудничают с ФССП РФ.

Таким образом, механизм взыскания денежных средств со счетов предполагает направление электронных запросов (а также письменных, в случае отсутствия соглашения об электронном документообороте с банком) в кредитные организации и при обнаружении счета должника — наложение ареста на денежные средства и их последующее взыскание с СМС-уведомлением банком должника о таких мерах. При этом пристав направляет исполнительный лист в банк, где, в свою очередь, обязаны незамедлительно списать денежные средства во избежание административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Однако, несмотря на существенное упрощение механизма взыскания задолженности, ошибки при применении принудительных мер такого взыскания все же вероятны, причем как по вине банка, так и пристава.

В связи с этим, алгоритм действий гражданина, попавшего в подобную ситуацию может быть приблизительно следующим.

Прежде всего, необходимо обратиться в банк, где открыт счет, с которого списаны денежные средства, так как есть вероятность, что ошибка совершена по вине банка, хотя зачастую банк является лишь исполнителем и не проверяют правомерность и обоснованность требований.

Стоит отметить, что если ошибка была совершена по вине банка (например, списание денежных средств со счета другого клиента), то кроме возврата неосновательно списанной суммы банку придется выплатить своему клиенту и проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса РФ («Ответственность за неисполнение денежного обязательства»).

Если же ошибка банка исключается, то необходимо обратиться в территориальное управление ФССП РФ, где ведется соответствующее исполнительное производство, по которому была взыскана задолженность.

В случае необоснованности взыскания наиболее целесообразным будет обратиться с жалобой на действия пристава к его непосредственному начальству, при этом срок такого обращения — десять дней с момента, когда пострадавший узнал об ошибке.

Если обжалование действий пристава руководству не принесло результатов, и ошибка не исправлена, то необходимо их обжаловать в судебном порядке, при этом дополнительно можно заявить о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее о процедуре исполнительного производства вы можете узнать на нашем сайте.

Напишите нам
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим. Укажите номер телефона и адрес электронной почты, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.

Доверьте решение проблем специалистам!

Поделиться ссылкой на страницу: