Обзор новых постановлений Конституционного суда РФ

04.07.2024 В каких случаях отец, являющийся сотрудником органов внутренних дел, имеет право на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком

КС РФ признал не противоречащей Конституции РФ часть 2.1 статьи 65 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающую обеспечение сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом, возможности осуществления ухода за больным ребенком (детьми) только при наличии обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению такого ухода матерью. Однако суд пояснил, что данная норма не содержит закрытого перечня причин, по которым мать не может осуществлять уход за ребенком, поэтому допускается учет широкого круга жизненных обстоятельств, свидетельствующих об объективной необходимости осуществления ухода за больным ребенком отцом и, соответственно, освобождения его на этот период от выполнения служебных обязанностей.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2024 N 30-П)

В течение какого срока взыскатель или должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм

Статья 183 АПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку во взаимосвязи с другими нормами предусматривает возможность установления произвольного срока обращения. КС РФ постановил, что до восполнения данного пробела федеральным законодателем взыскатель или должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм в течение одного года со дня исполнения должником судебного акта.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 20.06.2024 N 31-П)

С 1 июля 2024 года увеличат госпошлины за выдачу разрешений на труд иностранцев на основании Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ

Вырастут госпошлины за выдачу, в частности, таких документов:
  • приглашения на въезд в РФ иностранца или лица без гражданства (960 руб. вместо 800 за каждого приглашенного);
  • разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Новый размер платежа за каждого такого сотрудника – 12 тыс. руб. Ранее 10 тыс. руб.;
  • разрешения на работу иностранца или лица без гражданства. Госпошлина теперь составляет 4 200 руб.
Заявление о переустройстве или перепланировке нужно подавать по новой форме с 25 июня 2024 года

Она понадобится для согласования переустройства или перепланировки даже нежилых помещений в многоквартирном доме.

В новой форме (см. Приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2024 г. N 240/пр):
  • просительная часть расположена сразу после строк для изложения сведений о заявителе;
  • эта часть не предполагает указания того, на каком основании он занимает помещение;
  • нет абзацев о ремонтно-строительных работах и списка обязательств заявителя;
  • и другие отличия.
Размещение устава НКО на сайте Минюста с 1 января 2025 года: определены порядок и сроки

Некоммерческие организации (кроме политических партий) будут размещать свои уставы в формате PDF через личный кабинет на сайте Минюста. Срок – 30 календарных дней с даты госрегистрации юрлица.

При корректировке устава новую редакцию нужно опубликовать в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации изменений.

Новшества заработают с 1 января 2025 года. Некоммерческим организациям, которые зарегистрированы до даты вступления поправок в силу, разрешено разместить свои уставы до 1 апреля 2025 года.
(Приказ Минюста России от 05.06.2024 № 180)

ФАС России подготовлены разъяснения по порядку применения отдельных положений КоАП РФ

<Письмо> ФАС России от 17.06.2024 N МШ/52068/24
<О направлении разъяснений по вопросу применения отдельных положений КоАП>

Даны разъяснения по вопросам:

  • возбуждения дел об административных правонарушениях с учетом положений части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ
Положения частей 3.1 и 3.2 статьи 28.1 КоАП не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц.

  • применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора);
Настоящее время сформирована судебная практика, согласно которой применение части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП не поставлено в зависимость от того, в каком порядке было возбуждено дело об административном нарушении: по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия или на основании поступления в уполномоченный орган материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные о совершении административного правонарушения, в связи с чем при уплате административных штрафов, назначенных за совершение административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 7.32.4, 9.21, 14.9, 14.9.1, частями 1 - 4 статьи 14.32, статьей 14.40 КоАП, при условии соблюдения всех поименованных в части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП условий в совокупности, данная норма применима.

Аналогичным образом указанная норма подлежит применению при уплате административных штрафов, назначенных за совершение административных правонарушений, выразившихся в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (статьи 14.3, 14.3.1, 14.38, 19.31 КоАП), а также за совершение административных правонарушений в сфере закупок, предусмотренных статьями 7.29 - 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 - 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частями 1, 3 - 9 статьи 7.32.3, частью 11 статьи 9.16 КоАП.

  • применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при решении вопроса о возврате излишне уплаченной половины суммы назначенного размера административного штрафа;
По мнению Минфина России, административный штраф, уплаченный в полном размере в течение двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, не является излишне уплаченным платежом в бюджет, в связи с чем он не подлежит возврату в порядке, установленном статьей 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  • применения статьи 4.1.1 КоАП РФ при назначении административного наказания (в части замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение).
На основании положений части 2 статьи 3.4 КоАП при решении вопроса о замене административного штрафа на предупреждение следует давать оценку обстоятельствам совершенного правонарушения на предмет причинения или возникновения вреда объектам, перечисленным в указанной норме, в том числе безопасности государства, а также имущественного ущерба.

Также ФАС России обращает внимание, что при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

В отношении административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа необходимо отметить, что сфера государственного оборонного заказа является особо значимой для государства, соответственно, нарушения в указанной сфере сопряжены с безопасностью государства и могут угрожать охраняемым общественным интересам, что является исключающим условием при применении положений статьи 4.1.1 КоАП.
Напишите нам
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим. Укажите номер телефона и адрес электронной почты, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.

Доверьте решение проблем специалистам!

Поделиться ссылкой на страницу: