Госдума рассматривает законопроект, позволяющий арендаторам отказаться от договора, если их доходы в период пандемии снизились более чем наполовину.
С момента введения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, мы каждый день получаем множество вопросов, касающихся арендных отношений – как получить арендные каникулы, отсрочку или расторгнуть договор с минимальными последствиями?
Однако многих арендаторов не утешают даже эти меры поддержки и льготы, а единственным возможным вариантом разрешения ситуации с арендодателем в текущих условиях является расторжение договора аренды.
Вместе с тем, процедура расторжения договора аренды часто является непростой, т.к. ГК не предусматривает право на односторонний отказ от договора аренды, заключенного на определенный срок, сам договор аренды редко содержит условия, предоставляющие арендатору право одностороннего внесудебного отказа, либо обязывает предупредить о расторжении за длительный срок и выплатить штрафные неустойки за досрочное расторжение.
В таких случаях остается рассчитывать на судебный порядок расторжения договора, в котором необходимо доказать либо существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, либо нарушения со стороны арендодателя. Перспективы таких судебных споров часто неоднозначны.
Законодатель решил внести некую ясность и в вопросы расторжения договоров аренды. В Госдуме в первом чтении был одобрен законопроект, который содержит положения, позволяющие арендатором отказаться от договора аренды в одностороннем внесудебном порядке, если их ежемесячные доходы снизились с момента введения режима повышенной готовности более чем на 50%. Рассчитывать на реализацию данного права смогут добросовестные арендаторы, т.е. не допускающие просрочек и иных нарушений по договору, заключившие договор до режима повышенной готовности. Напомним, в Санкт-Петербурге такой режим был введен 13 марта 2020 года. Отметим, что среди обязательных критериев нет привязки к отнесению арендатора к сферам, наиболее пострадавшим в условиях эпидемии, в отличие от критериев для предоставления отсрочки.
Таким образом, фактически единственным критерием в данном случае является экономический.
Важно, что взимание платы за отказ от договора, штрафов и убытков, в том числе упущенной выгоды, при таком отказе от договора с арендатора не допускается. Арендодатель также будет обязан вернуть обеспечительный платеж.
Положительным моментом такого расторжения можно считать то, что отказ является внесудебным, т.е. договор будет считаться расторгнутым с момента получения арендодателем соответствующего уведомления (если иное не предусмотрено договором). Следовательно, инициировать судебный процесс в случае несогласия с таким отказом и нести бремя доказывания его незаконности должен будет уже арендодатель.
Пока законопроект одобрен в первом чтении Госдумой. Мы следим за его дальнейшей судьбой, однако, если вы столкнулись с необходимостью расторжения договора аренды, мы рекомендуем не откладывать этот вопрос, а написать соответствующее уведомление арендодателю уже сейчас.
Дополнение: Закон принят и вступил в законную силу.