Санкт-Петербург, Лиговский пр., 43/45
Бизнес-центр "Литер "Б", м. Пл. Восстания
Карта проезда
8 (812) 748-25-11 Санкт-Петербург, Лиговский пр., 43/45 пн-пт с 9.00 до 18.00

Вопрос юристу #12

Правомерно ли применение ФСО №№ 1,2,3 при осуществлении оценки объектов, возникших до вступления в силу упомянутых правовых актов?


Ответ:

Российским законодательством утверждено 3 Федеральных стандарта оценки:

  • Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1);
  • Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2);
  • Требования к отчету об оценке (ФСО N 3).

ФСО № 1 определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

ФСО № 2 раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной.

ФСО № 3 устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам.

Федеральные стандарты оценки утверждены приказами Минэкономразвития России №№ 254, 255, 256 от 20 июля 2007 года.

Согласно п. 12 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» N 763 от 23 мая 1996 года нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказы Минэкономразвития России, утвердившие ФСО, не содержат каких-либо оговорок об особенностях вступления в силу данных документов. Таким образом, вопрос о начале действия ФСО регулируется общими правилами, указанными выше: ФСО вступили в силу 15 - 16 сентября 2007 года.

Исходя из пп. 1,2 федеральных стандартов оценки они регулируют процесс оценочной деятельности и являются обязательными при ее осуществлении. Следовательно, осуществление оценочной деятельности после 15 сентября 2007 года должно обязательно соответствовать указанным ФСО.

В соответствии с пп. 2 данных стандартов они являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности. Таким образом, к отношениям сторон при выполнении одной из них действий по оценке применяются стандарты оценки.

Согласно п. 3 ФСО № 1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Каких-либо дополнительных требований к срокам возникновения данных объектов законодательство не предусматривает, что представляется абсолютно обоснованным, так как в противном случае возникла бы ситуация, когда оценочная деятельность должна отвечать требованиям ФСО, но при этом объекты оценки должны возникнуть непременно после вступления в силу ФСО, что в принципе лишит возможности проводить оценку объектов, возникших до начал действия ФСО.

Таким образом, можно сделать вывод о следующем.

ФСО регулируют исключительно процесс осуществления оценочной деятельности.

Какие-либо требования к объектам оценки в части срока их возникновения в законодательстве отсутствуют. Следовательно, никаких ограничений для применения ФСО к оценке объектов, возникших до вступления ФСО в силу, не имеется.